человек и окрсреда

Тема: Человек и окружающая среда

Цель: обеспечить усвоение знаний о свойствах человека как живого организма, об органах и системах органов человеческого тела, о среде обитания человека и ее факторах: физических, химических и биологических; о причинах травм человеческого тела и закономерностях развития в младшем подростковом возрасте, продолжить формирование навыков наблюдения, измерения и проведения лабораторной работы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, демонстрирующие внутреннее строение тела.

Ход крока.

I.Организационный момент

II.Контроль знаний

Тесты в рабочей тетради, стр.100

III.Изучение нового материала

Человек относится к царству животных, но отличается от них способностью мыслить, говорить, трудиться. Благодаря этим его способностям на планете Земля появились города, заводы, фабрики, сады и поля, автотранспорт и дороги, развиваются производства, науки, искусство и многое другое.

Как и всякий другой живой организм, человеческий организм обладает свойствами живого организма.

-Перечислите свойства живого организма

-Из чего состоит тела человека?

-Давайте с вами вспомним, что же такое орган?

- Посмотрите на рисунок 119 и назовите известные вам органы нашего организма.

Вы уже знаете, что каждый орган человека выполняет определенную работу. В то же время полное осуществление сложной функции (работы) обеспечивается слаженной работой нескольких органов. Например, сердце и кровеносные сосуды обеспечивают передвижение крови по организму

-Какую функцию выполняют:

* кости и мышцы

* ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник?

Такие органы образуют систему органов. В организме человека их несколько (опорно-двигателъная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная, выделительная и др.)

- Какие системы органы вы знаете?

Итак, человеческое тело образовано системами органов; а что собой представляет тело человека?

Как и любой организм, человек приспособлен к определенной среде обитания.



- Так к какой же среде обитания приспособлены вы?

- какие среды обитания вы еще знаете?

- Как человек приспособлен к наземно- воздушной среде обитания?

Среда обитания человека представляет собой сочетание разнообразных факторов, которые можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.

К физическим относят температуру, влажность, атмосферное давление, солнечное излучение и др.

К химическим факторам относят вещества, входящие в состав воды, воздуха, почвы, а также примеси, встречающиеся в воде, почве, воздухе.

К биологическим факторам среды относят окружающие человека живые существа.



Воздействие физических, химических и биологических факторов среды на организм человека различно.

Здоровье человека во многом зависит от умения правильно вести себя в разных условиях, контролировать степень воздействия факторов внешней среды на организм. Например, если долго лежать под жаркими лучами солнца, то можно получить ожоги, солнечный или тепловой удары. В гололед, не соблюдая осторожности, — такие травмы, как растяжение сухожилий, вывихи, переломы костей. А в сильные морозы — обморозить щеки, нос, руки, ноги. Если человек неаккуратно обращается с острыми предметами, то может пораниться.

- Для того чтобы оценить уровень своего физического развития, каждому школьнику полезно знать средние показатели развития организма своего возраста, которые помещены в таблицу.

Каждый год вас взвешивают, измеряют АД, определяют рост. Как вы думаете, для чего это делают врачи?

Сегодня вам предстоит возможность самостоятельно определить уровень вашего физического развития.

IV.Лабораторная работа «определение показателей развития своего организма»

Цель: изучить показатели развития своего организма.



Оборудование: линейки, карандаши. Секундомеры, напольные весы, медицинское термометры, сантиметр.

- Организация лабораторной работы

- Технический инструктаж

- Как осуществлять (дидактические карточки с лабораторной работой)

- Эвристическая беседа по окончанию работы

V.Закрепление: зад. 146, 147.

VI. Домашнее задание: п. 49