бугрова зачет

1.ПАМЯТЬ ЖАНРА,В близкие нам эпохи, отмеченные возросшим динамизмом и многоплановостью художественной жизни, жанры неминуемо вовлекаются в борьбу литературных группировок, школ, направлений. При этом жанровые системы претерпевают изменения более интенсивные и стремительные, чем в прошлые столетия. Об этой стороне бытования жанров говорил Ю.Н. Тынянов, утверждавший, что «готовых жанров нет» и что каждый из них, меняясь от эпохи к эпохе, приобретает то большее значение, выдвигаясь в центр, то, напротив, отодвигаясь на второй план или даже прекращая свое существование: «В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается на периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин всплывает в центр новое явление»1. Так, в 1920-е годы центр внимания литературной и окололитературной среды сместился с социально-психологического романа и традиционно-высокой лирики на пародийные и сатирические жанры, а также на прозу авантюрного характера, о чем Тынянов говорил в статье «Промежуток».Подчеркнув и, на наш взгляд, абсолютизировав стремительную динамику бытования жанров, Ю.Н. Тынянов сделал весьма резкий вывод, отвергающий значимость межэпохальных жанровых феноменов и связей: «Изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой»2. Подобного рода акцентирование внутриэпохальных жанровых противостояний нуждается в некоторой корректировке. Так, «Войну и мир» Л.Н. Толстого (отметим, дополняя Тынянова) правомерно соотнести не только с литературной ситуацией 1860-х годов, ной–в качестве звеньев одной цепи — с романом М.Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (здесь немало перекличек, далеко не случайных), и со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» (о влиянии на него этого стихотворения говорил сам Толстой), и с рядом исполненных национальной героики повестей древнерусской литературы.Соотношения между динамизмом и стабильностью в существовании жанров от поколения к поколению, от эпохи к эпохе нуждаются в обсуждении непредвзятом и осторожном, свободном от «направленческих» крайностей. Наряду с жанровыми конфронтациями в составе литературной жизни принципиально значимы жанровые традиции: преемственность в этой сфере (о преемственности и традиции см. с. 352–356)Жанры составляют важнейшее связующее звено между писателями разных эпох, без которого развитие литературы непредставимо. По словам С.С. Аверинцева, «фон, на котором можно рассматривать силуэт писателя, всегда двусоставен: любой писатель — современник своих современников, товарищей по эпохе, но также продолжатель своих предшественников, товарищей по жанру»3. Литературоведы неоднократно говорили о «памяти жанра» (М.М. Бахтин), о тяготеющем над понятием жанра «грузе консерватизма» (Ю.В. Стенник), о «жанровой инерции» (С.С. Аверинцев).Споря с литературоведами, которые связывали существование жанров прежде всего с внутриэпохальными конфронтациями, борьбой направлений и школ, с «поверхностной пестротой и шумихой литературного процесса»4, М.М. Бахтин писал: «Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, «вековечные» тенденции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, так сказать, осовременению <...> Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра <...> Поэтому и архаика, сохраняющаяся в жанре, не мертвая, а вечно живая, то есть способная обновляться <...> Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития». И далее: «Чем выше и сложнее развился жанр, тем он лучше и полнее помнит свое прошлое»5.Эти суждения (опорное в бахтинской концепции жанра) нуждаются в критической корректировке. К архаике восходят далеко не все жанры. Многие из них имеют более позднее происхождение, каковы, к примеру, жития или романы. Но в главном Бахтин прав: жанры существуют в большом историческом времени, им суждена жизнь долгая. Это — явления надэпохальные.Жанры, таким образом, осуществляют начало преемственности и стабильности в литературном развитии. При этом в процессе эволюции литературы уже существующие жанровые образования неминуемо обновляются, а также возникают и упрочиваются новые; меняются соотношения между жанрами и характер взаимодействия между ними.2.АРХИТЕКТОНИКА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯАРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.), то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композицииЭпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.Эпическое произведение не имеет ограничений в своем объёме. По словам В. Е. Хализева, «Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы (…), так и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы (…)».Значительную роль для эпических жанров несет образ повествователя (рассказчика), который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика (его манеру говорить, склад ума).Эпическое произведение может использовать практически любые художественные средства известные литературе. Повествовательная форма эпического произведения «способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека».До XVIII века ведущий жанр эпической литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера). В XVIII—XIX вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).Род литературный (наряду с лирикой и драмой) , повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем) . Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность) . Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина) . До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия) . В 18-19 вв. ведущим жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) . Древние жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси) . ЭП? ИЧЕСКИЙ (греч. epikos), свойственный эпосу как виду или жанру; повествовательный. В переносном смысле — величаво-спокойный, бесстрастный.СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

связь произведения с исторической эпохой его создания;

место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

особенности имён и фамилий персонажей;

поступки персонажей и их мотивация;

предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

связь персонажа с общественным окружением;

отношение к герою произведения других персонажей;

самохарактеристика персонажей;

авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

деление текста произведения на части, смысл такого деления;

наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

наличие эпиграфов и их смысл;

наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.Анализ драматического произведения.1. Идейно-художественный смысл заглавия пьесы. Заглавие вводят в произведение любого жанра. В чем его своеобразие в драматургии? Название пьесы не стремится к полноте охвата жизненного материала, как в эпическом произведении, где заглавие подчас как бы приглушает, вбирает его основную идею, чтобы подчеркнуть значимость изображения действительности во всей ее полноте.

Заглавие в драматургии не дает, подобно лирике, предельно обобщенного и личностного названия (вплоть до частого в поэзии отказа от заглавия). В пьесе заглавие более откровенно, целеустремленно ведет к самому зерну центрального конфликта, сгущает смысл произведения, нередко концентрируя его вплоть до афоризма, до пословицы, до «сентенции». Поэтика заглавия преломляет и общую особенность драматургии – ее двуплановость, ее символичность.2. Наиболее специфичный признак жанра драмы — своеобразие в ней действия: в пьесе все реплики, монологи, диалоги, полилоги, подробности, факты, события в отдельных сценах, явлениях и актах сопрягаются в единый целостный конфликт, в сквозное «сценическое действие».3. Выразительным средством характеристики героя в драматическом произведении могут быть косвенные способы его представления4. Уже в 1 действии не только воссоздана обстановка в усадьбе «Пеньки», не только происходит знакомство с ее обитателями и гостями, – но подготавливается конфликт пьесы в целом: каждая реплика, каждая подробность оказывается проекцией общего конфликта пьесы. Специфика «сценического действия» в драме заключается в том, что хотя действия в ней предстают в момент их свершения, в самом ходе их – но при этом они преломляют конфликт пьесы в целом: драму отличает более сокращенный, более целеустремленный путь каждой сцены к центральной ее коллизии.5. Если в эпическом произведении основную ткань повествовательного языка составляет авторская речь, то в образной системе драмы всегда доминирует речевая характеристика: в драматургии «для писателя художественное слово — это основное и даже единственное средство развития драматического действия. В пьесе все совершается посредством слова…» (В. Успенский).Эта особенность драмы нашла классическое воплощение у «чародея слова» (М. Горький) Островского. Он является создателем «речевого театра», в котором «всякое прочее действие, всякая сценичность, мимика должны служить только легкой приправой литературного исполнения, действия в слове… « (И. А. Гончаров). Пьесы Островского – это не пьесы-интриги, а пьесы социально-психологических характеров, и потому речи героев обычно раскрывают не только какую-то из перипетий конфликта, но и являются средством их автохарактеристики, раскрывая их потаенную сущность, глубинные процессы их сознания, особенности их мышления, эмоций и чувств.6. Одним из важнейших путей анализа драматического жанра является рассмотрение в нем расстановки персонажей: соотношение действующих лиц – одно из наиболее эффективных средств воплощения авторской позиции.7. «Сценическое действие» в пьесе выражается не только во внешнем действии, не только в высказывании, но и в умолчании, в многозначительном взгляде, красноречивом жесте, тайном побуждении – отсюда важность анализа в драматическом произведении «несловесных средств художественной выразительности», пауз, реплик в сторону, непроизвольных жестов и т.п., выражаемых ремарками.4.Композиция лирического произведения. Композиционные уровни и композиционные приемы лирического произведения. Композиционные типы лирических произведений.

Композиция – взаимосвязь и членение разнородных элементов – состав, определенная соотнесенность и расположение частей, то есть единиц изображаемого и художественного выразительных средств в некой значимой временной последовательности.

Жирмунский выделил 3 композиционных уровня. Для каждого существует свой набор композиционных единиц:

1) звуковой (фонема).

2) тематический (каждое определенное слово в литературном произведении, набор слов).

3) Синтаксический (ритмико-интонационные, ритмико-синтаксические конструкции).

Приемы:

1) Повтор (звуков, слов: повтор – неотъемлемая свойства мотива; с помощью повтора организуется кольцевая композиция).

2) Параллелизм – тождественное расположение элементов речи, сопоставляемых в отрезках текста, которые соотносятся друг с другом, рождают единопоэтичный образ (Гаспаров). Повтор – это двучлен, одна часть которого познается через другую, выступающую к ней аналогом (Лотман). Например, «Взайди, взайди солнце… приди, приди, братец…». Не предполагает сравнение (нет слов: как, так же… как).

Анафора – единоначатие (звуковая «Грозовой… гробовой; тематическая – начальных элементов стиха «Только ветер да звонкая пена/Только чаек тревожный полет/Только кровь, что наполнила вены…»)

На синтаксическом уровне – анафора, будучи разновидностью повтора, очень часто оказывается ритмико-синтаксическим (анафорическим) параллелизмом, так как создает эффект параллелизма («В синем море звезды блещут/В синем небе волны плещут…»).

Есть случаи, когда образный параллелизм есть композиционный параллелизм («О, смертной мысли водомет/О, водомет неистощимый…»).

Эпифора – повтор финальных элементов стиха на звуковом уровне. Звуковую рифму эпифорой не называют.

1) Редиф («человек за всадником») — в поэзии Ближнего и Среднего Востока слово (краткий редиф) или несколько слов (развернутый редиф), повторяющиеся в конце стихотворной строки после рифмы.

2) Слоговая («И когда коварные очи/Очаруют вдруг тебя…»).

3) Лексическая («О, весна, без конца и без краю/Без конца и без краю, весна…»).

Примеров синтаксических конструкций – нет.

Композиционные типы:

1) Композиция, основанная на параллелизме. Параллелизм как прием организует весь текст.

2) Анафорическая композиция – анафора скрепляет весь текст.

3) Кольцевая. Начальные элементы произносятся в конце (звуки, слоги, ритмико-интонационные конструкции).

4) Ступенчатая (композиционная градация). Минимализация повторов на тематическом уровне, принцип перечисления (тем, и).

5) Амебейная – строится на основе расширенной анафоры и повторе синтаксических конструкций.

Большинство текстов относится к смешанным типам композиции.