блочно-модульная система образования

Блочно-модульная технология преподавания математики.

Учитель МБОУ «СОШ21»

Черкасова А.В.

энгельс

2012

Блочно-модульная технология преподавания математики.

Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования, определяют роль школы, как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда вытекает новое понимание целей образования – «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания». Эти цели требуют соответствующего содержания образования и технологий организации образовательного процесса.

Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя.

Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь систему.

Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведённый урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, всего учебно-воспитательного процесса.

Практика нас убеждает, что, несмотря на огромный объём информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Поиск новых форм и методов приводит каждого педагога к какой-либо наиболее эффективной системе преподавания данного предмета.

В этом году, я столкнулись с проблемой – как лучше объединить темы по алгебре и геометрии, давать их — 3 ч. алгебры и 2 ч. геометрии в неделю или излагать материал блоками.

Меня заинтересовала блочная система планирования материала. Я воспользовалась интернетом и посетила сайт «ncportal» прочитала много статей учителей-новаторов, которые делятся опытом работы по блочной системе преподавания разных предметов. Изучила программы составленные учителями лицеев и гимназий г. Саратова ( у них математика ведётся по 6-8 часов в неделю и материал даётся крупными блоками). Опираясь на опыт других учителей, учитывая способности и возрастные особенности своих учащихся составила программу где изучаемый материал даётся блоками. По этой системе я проработала год , и пришла к выводу, что блочная форма изучения математики, способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся.

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися.





У этой формы есть ещё одно преимущество – она приучает учащихся к чёткости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала.

Безусловно, что выбрав одну и туже форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение.

Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей.

Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому не легко даётся математика. В течении года я работала с учащимися 9в класса, дети слабо подготовленные и для них «блочная система» — одна из возможностей улучшить свои знания по математике.

Преимущества блочной системы:

Наглядность результатов – у каждого учащегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.

Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

Не тратится время для теоретического материала (достаточно посмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части).

Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты – что так необходимо на первых курсах техникума и института.

И самое главное – уже до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

Учебный материал излагаю блоками в рамках определённой системы уроков (уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-анализы).

На уроках-лекциях сообщаю план-график изучения темы, сроки проведения семинаров, проверочных и тематических зачётов, знакомлю учащихся с расположением учебного материала в учебнике, даю общие представления об этом материале. Вопросы к зачёту, график их проведения вывешиваются на стенде.

На уроках-практикумах даю строгое обоснование изучаемых понятий, отрабатываю навыки выполнения математических действий, веду обучение решению задач с использованием изучаемой теории.

По итогам проверочных зачётов определяю степень усвоения материала, устанавливаю пробелы в знаниях, которые устраняю на уроках-анализах.

На уроках-семинарах повторяю теоретический материал по вопросам, выносимым на тематический зачёт.

В конце изучения темы провожу зачёт по ранее указанным вопросам и решению задач.

Преимущества блочной системы:

Наглядность результатов – у каждого учащегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.

Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

Не тратится время для теоретического материала (достаточно посмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части).

Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты – что так необходимо на первых курсах техникума и института.

И самое главное – уже до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

Я надеюсь она позволит мне добиться от учеников, находящихся на разных уровнях обучения, глубоких и прочных знаний.

Блочный метод изучения математики является одним из элементов модульной технологии, которую можно использовать в старших классах классах.