билеты история

ИСТОРИЯ РОССИИ

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса истории России с древности до современности. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 10 класса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

• знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;

• понимание причинно-следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;

• умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 2 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается:

а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал.

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 . При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Билет № 1

1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. Работа с источником.

Билет № 2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

2. Работа с источником.

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV–XVI вв.

2. Работа с источником.

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV

2. Работа с источником.

Билет № 5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

2. Работа с источником.

Билет № 6

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

2. Работа с источником.

Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

2. Работа с источником.

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

2. Работа с источником.

Билет № 9

1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

2. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

2. Работа с источником.

Билет № 11

1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

2. Работа с источником.

Билет № 12

1. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

2. Работа с источником.

Билет № 13

1. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

2. Работа с источником.

Билет № 14

1. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

2. Работа с источником.

Билет № 15

1. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

2. Работа с источником.

Билет № 16

1. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

2. Работа с источником.

Билет № 17

1. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

2. Работа с источником.

Билет № 18

1. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

2. Работа с источником.

Билет № 19

1. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

2. Работа с источником.

Билет № 20

1. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

2. Работа с источником.

Билет № 21

1. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

2. Работа с источником.

Билет № 22

1. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

2. Работа с источником.

Тексты ко второму вопросу

1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий –Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев,а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»

6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали на вече бояре и их сторонники».

7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение… а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…»

10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать дома в городах, и в оных иметь рукоделие».

11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостьюв своих действиях – Аракчееву».

12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

Ответы на экзаменационные билеты по истории России (10 класс)

Билет № 1.

Вопрос 1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).

Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).

Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет» Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов. Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.).

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье — это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав. (сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого)Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники. Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли «холопы», которые были полностью бесправными. Промежуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.

Билет № 2.

Вопрос 1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в.

Основные даты и события.

1223 – первое столкновение русских войск с монголо-татарскими войсками на реке Калка (русские потерпели поражение)

1236 – разгром монголо-татарами Волжской Булгарии

1237 – 1238 – I поход Батыя на Русь

1239 – 1242 – II поход Батыя на Русь

1240 – Невская битва

1242 – Ледовое побоище на Чудском озере

1252 – 1263 – годы правления Александра Невского

Монголо-татарское нашествие и установление ига над Русью.

Ко времени начала вторжения на территорию Руси монгольский правитель Чингисхан успел покорить племена бурят, якутов, империю Цзинь (Китай), Хорезм, Закавказье и стал угрожать территориям, которые контролировали половецкие племена. В это время русские князья находились в дружественных отношениях с половцами, поэтому половцы совместно с русскими князьями в 1223 г. выставили против монголов объединенное войско и, несмотря на численное превосходство, потерпели поражение на р. Калке.

После смерти Чингисхана в 1227 г. его разросшаяся к этому времени империя была поделена между сыновьями. Один из внуков завоевателя, Батый, возглавил поход в Европу (1235 г.). По пути была завоевана Волжская Булгария и ряд проживавших по соседству племен. В 1237 г. войска татар появляются у границ р. Воронеж и начинают мощное наступление на южные земли Руси. Были разрушены Рязань, Москва, Ростов, Суздаль, Владимир. В первый поход на Русь Батый не смог дойти до Новгорода и его войско повернуло обратно. Военное вторжение было возобновлено в 1239 г. Монголы нанесли поражение разрозненным силам русских князей и взяли Муром, Чернигов, Переяславль, Киев. Войско Батыя дошло до Адриатического моря и в 1242 г. внезапно вернулось в степи, что было связано со смертью одного из сыновей Чингисхана — Угедея. Предстояли новые выборы великого хана, и Батый посчитал для себя участие в этих выборах важнее дальнейшего продвижения на Запад. В итоге над Русью было установлено иго (господство) монголо-татар.

На востоке от Руси образовалась в 1243 г. Золотая Орда, государственное образование во главе с Ханом Батыем. Между Ордой и Русью установилась система взаимоотношений, которая строилась на уплате русскими князьями дани татарам. Кроме того, была определена система утверждения всех русских князей, которые должны были получать в Орде ярлык, дававший им право княжить.

Причины поражения Руси в борьбе с монголами

Раздробленность и

отсутствие единства в

русских землях

Высокое воинское

мастерство монгольского

войска

Столкновение двух различных типов

социально-экономической и политической организации общества

Русь Золотая Орда

Последствия нашествия:

Отставание от Европы за 240 лет ига

Сокращение населения, уничтожение городов и сел

Вассальная зависимость от Орды – дань, ярлыки, систематические набеги

Сокращение посевных площадей

Утверждение самодержавной власти.

Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей.

Швеция, Прибалтика — цели → захват новых земель

→ распространение католичества

Июль 1240 г. – Невская битва.

Шведы поднялись по Неве с целью охватить Новгородскую землю «клещами»: с запада – немцы, с северо-запада – шведы молниеносное нападение русских дружин и ополчения князя Александра Ярославича шведы потерпели поражение. Причины поражения шведов: героизм новгородских воинов, талант Александра Невского (внезапность, преградил шведам отход к кораблям, разделил противника пехотой и конницей на части). Значение победы: Новгород сосредоточил все свои силы против немецких рыцарей.

Апрель 1242 г. – Ледовое побоище.

Тактика рыцарей клином-«свиньей» прорвать оборону русских, разбить их по частям.

Тактика Александра Невского окружение врага, лед не выдерживает тяжеловоору-женных немцев. Причины победы русских: Талант Александра Невского: выбор места для решающего сражения, знание тактики противника (построение «свиньей»), умелая расстановка русской армии, героизм русских воинов. Значение победы: новгородская и псковская земли сохранили свою независимость. Предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. Князь Александр Невский причислен к лику святых.

Билет № 3.

Вопрос 1. Культура Руси в XIVXVI вв.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по развитию русской культуры. В различных сферах культуры наблюдается упадок.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст