билеты 11-15

22 Экономическая и финансовая основы местного самоуправления

Статья 54. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности района имущество, средства бюджета муниципального района, а также имущественные права муниципального района.

Статья 55. Муниципальное имущество муниципального района

1. В собственности муниципального района могут находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения района, в том числе:

а) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах района;

б) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

в) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории района;

г) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района;

д) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории района муниципальной милицией;

е) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

ж) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

з) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

и) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

к) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

л) имущество межпоселенческих библиотек;

м) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

н) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности района в соответствии с федеральными законами;

о) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории района;

п) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

р) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

с) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

т) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

у) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

ф) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

х) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

ц) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района в случаях, установленных федеральными законами и законами Эвенкийского автономного округа, Красноярского края;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами районного Совета депутатов;

4) в собственности муниципального района может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района.

2. В собственности муниципального района также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

3. Объекты муниципальной собственности района учитываются в специальном реестре, который ведет Администрация района. Реестр муниципальной собственности района должен быть доступен для ознакомления жителей района.

Статья 56. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального района

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Красноярского края и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального района устанавливается решением районного Совета депутатов.

Статья 57. Приватизация муниципального имущества муниципального района

1. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются решениями, принимаемыми районным Советом депутатов в соответствии с федеральными законами.

2. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в бюджет муниципального района.

Статья 58. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности муниципального района

1. Муниципальный район может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

2. Решение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий принимается районным Советом депутатов.

Решение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений принимается Администрацией района

3. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляет Администрация района либо уполномоченный ею орган местного самоуправления.

4. Администрация района либо уполномоченный ею орган местного самоуправления определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы.

5. Руководители муниципальных предприятий назначаются на должность и освобождаются от должности Главой администрации района по согласованию с районным Советом депутатов. Порядок внесения кандидатур для согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя муниципального предприятия устанавливается районным Советом депутатов.

Руководители муниципальных учреждений назначаются на должность и освобождаются от должности Учредителем, в порядке, установленном Администрацией района.

Трудовой договор с руководителями муниципальных предприятий заключается Главой Администрации района.

Трудовой договор с руководителями муниципальных учреждений заключается Учредителем по согласованию с Главой Администрации района.

6. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 59. Участие муниципального района в хозяйственных обществах

1. В целях более эффективного решения вопросов местного значения район может участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

2. Решения об участии района в хозяйственном обществе принимаются районным Советом депутатов по инициативе Главы администрации района или по собственной инициативе.

3. Порядок участия муниципального района в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, определяется решением районного Совета депутатов в соответствии с действующим законодательством.

Статья 60. Бюджет муниципального района

1. Муниципальный район имеет собственный бюджет (бюджет муниципального района).

2. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.

3. Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с муниципальным правовым актом, принимаемым районным Советом депутатов с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами Эвенкийского автономного округа, Красноярского края.

4. В бюджете муниципального района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления района по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Эвенкийского автономного округа, Красноярского края, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета.

5. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 61. Доходы и расходы бюджета муниципального района

1. К собственным доходам бюджета муниципального района относятся:

1) средства самообложения граждан;

2) доходы от местных налогов и сборов;

3) доходы от региональных налогов и сборов;

4) доходы от федеральных налогов и сборов;

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями районного Совета депутатов, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Эвенкийского автономного округа, Красноярского края и решениями органов местного самоуправления муниципального района.

2. В состав собственных доходов бюджета муниципального района включаются субсидии, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение таких вопросов местного значения межмуниципального характера, как:

1) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

3) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

4) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

5) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений.

3. В доходы бюджета муниципального района зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Красноярского края.

4. Расходы бюджета муниципального района осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном решением Администрации района.

5. Районный Совет депутатов определяет размеры и условия оплаты труда депутатов районного Совета, лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, сметы расходов районного Совета депутатов, Администрации района, других органов местного самоуправления, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством.

Статья 62. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета муниципального района

1. Составлению проекта бюджета муниципального района предшествует разработка планов и программ, прогнозов развития района.

2. Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев — с 1 января по 31 декабря.

Проект бюджета на очередной бюджетный год представляется Главой администрации района в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе муниципального района, утверждаемым районным Советом депутатов.

3. Проект бюджета составляется на основе утвержденной в установленном порядке бюджетной классификации и должен содержать:

1) общую сумму доходов, с выделением основных доходных источников;

2) общую сумму расходов, с выделением ассигнований на финансирование долгосрочных планов и программ социально-экономического развития муниципального района, отдельных мероприятий, на содержание муниципальных учреждений и органов местного самоуправления и другие расходы;

3) дефицит бюджета.

4. Проект бюджета муниципального района, решение об утверждении бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления района, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежит обязательному опубликованию.

5. Проект бюджета муниципального района и отчет об его исполнении должны выносится на публичные слушания.

6. В проекте консолидированного бюджета района не допускается снижение уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав района

Статья 63. Уточнение бюджета муниципального района в процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджета муниципального района Администрация района вправе вносить в него изменения по доходам, расходам в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации.

Изменения бюджета, предусматривающие увеличение или уменьшение его доходной или расходной части, а также уменьшение или увеличение ассигнований по отдельным статьям бюджетной классификации, утверждаются районным Советом депутатов по представлению Главы администрации района.

Статья 64. Контроль за исполнением бюджета муниципального района

1. Контроль за исполнением бюджета муниципального района осуществляется районным Советом депутатов.

2. Администрация района в порядке и сроки, установленные Положением о бюджетном процессе муниципального района, представляет районному Совету депутатов отчет об исполнении бюджета муниципального района и не реже одного раза в квартал — информацию о ходе его исполнения.

Статья 65. Местные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления муниципального района по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 66. Районный фонд финансовой поддержки поселений, входящих в состав муниципального района

1. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений формируется районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок предоставления поселениям, входящим в состав муниципального района, дотаций устанавливается законом Красноярского

края в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

2. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений осуществляется между поселениями, входящими в состав муниципального района, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением районного Совета депутатов о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Статья 67. Муниципальный заказ муниципального района

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального района.

3. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается настоящим Уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 68. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий

1. Органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий из краевого фонда компенсаций предоставляются субвенции.

2. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае принятия районным Советом депутатов соответствующего решения.

3. Внести на рассмотрение районного Совета депутатов вопрос об использовании для осуществления государственных полномочий собственных материальных ресурсов и финансовых средств вправе Глава администрации района.

Статья 69. Муниципальные заимствования

Районный Совет депутатов вправе принять решение о привлечении заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг. Порядок привлечения заемных средств устанавливается районным Советом депутатов.

29.техника и технология очистки сточных вод канализации. Организация канализационного хозяйства города.

Под канализацией принято понимать комплекс санитарных мероприятий и инженерных сооружений, обеспечивающих своевременный сбор сточных вод, образующихся на территории населенных пунктов и промышленных предприятий, быстрое удаление (транспортирование) этих вод за пределы населенных пунктов, а также их очистку, обезвреживание и обеззараживание.

Основными загрязнениями сточных вод являются физиологические выделения людей и животных, отходы и отбросы, получающиеся при мытье продуктов питания, кухонной посуды, стирке белья, мытье помещений и поливке улиц, а также технологические потери, отходы и отбросы на промышленных предприятиях.

Бытовые и многие производственные сточные воды содержат значительные количества органических веществ, способных быстро загнивать и служить питательной средой, обусловливающей возможность массового развития различных микроорганизмов, в том числе патогенных бактерий; некоторые производственные сточные воды содержат токсические примеси, оказывающие пагубное действие на людей, животных и рыб. Все это представляет серьезную угрозу для населения и требует немедленного удаления сточных вод за пределы жилой зоны  и их очистки.

Задачи по удалению и ликвидации бытовых отбросов на различных этапах развития общества решались по-разному.

 

Наиболее простым и удовлетворяющим санитарным требованиям является удаление (отведение) сточных вод по трубопроводам за пределы населенных мест (сплавная система). Такой способ применяется с давних времен. При раскопках в Египте обнаружены каналы для сточных вод, построенные за 2500 лет до нашей эры.

 

Аналогичные сооружения существовали еще раньше в Индии. В VI в. до н. э. в Риме был построен знаменитый канал «клоака максима», частично используемый в современной канализации Рима. Эти сооружения требовали значительных затрат труда и материалов и обязательного подведения воды, т. е. устройства водопроводов, поэтому их сооружали лишь для дворцов, храмов, общественных купален и т. п.

 

.

Большое распространение получили индустриальные методы производства работ по постройке канализационных сооружений, в частности щитовая проходка при прокладке коллекторов, сборные конструкции коллекторов и сооружений. Для значительной части канализационных сооружений разработаны и применяются типовые проекты, что намного сокращает сроки и затраты труда на проектирование и обеспечивает применение наиболее совершенных методов производства работ и строительных конструкций. Возведено много сооружений для очистки отработанных производственных сточных вод от предприятий различных отраслей промышленности.

В условиях социалистического строя стало осуществимым то, что было невозможным при капитализме. Если в царской России в условиях частной собственности разрешение вопросов, связанных с канали-зованием городов, постоянно наталкивалось на непреодолимые препятствия, то в СССР широко применяется комплексное решение проблем благоустройства целых районов. Таковы генеральные схемы водоснабжения и канализации крупных промышленных районов: Донбасса, Криворожья, Кемерово и др. Районные схемы водоснабжения и канализации, разрабатываемые в обязательном порядке при составлении проектов планировки и реконструкции городов, дают возможность планового проведения мероприятий по защите от загрязнения почвы, воды и воздуха, оздоровления целых рек и речных бассейнов.

Для обслуживания непрерывно возрастающего городского населения при повышающихся нормах водопотребления и водоотведения потребуется значительно увеличить пропускную способность городских канализаций. В связи с этим в течение ближайших лет необходимо увеличить протяженность канализационных сетей и выполнить большой объем работ по строительству очистных сооружений, обеспечивающих высокую степень очистки сточных вод. В соответствии с суммарным количеством бытовых и производственных сточных вод должна быть увеличена пропускная способность очистных сооружений. Особенно много предстоит очищать производственных сточных вод.

Большая работа в области санитарной техники, в частности в области совершенствования систем канализации и очистки сточных вод населенных пунктов и промышленных предприятий, проделана нашими учеными, инженерами, техниками и новаторами производства.

Советская наука и техника достигли больших успехов в области транспортирования и очистки сточных вод.

Особенно продуктивные исследования были проведены на сооружениях московской канализации. В результате работ проф. С. Н. Строганова, инж. И. Г. Поварнина, проф. К. Н. Королькова были созданы теоретические основы и метод расчета очистных сооружений и предложен новый тип установок — аэрофильтры; положено начало исследованию вопросов анаэробного распада органических веществ в осадке сточных вод. Запроектированная и построенная с учетом результатов исследований Кожуховская станция аэрации явилась школой для целого поколения советских инженеров, определивших дальнейшее направление исследований в области очистки сточных вод, а также опередивших своими работами иностранных специалистов.

. С ростом водопотребления на промышленные и бытовые нужды возрастет абсолютное количество сточных вод. В связи с этим своевременное удаление и очистка их, обеспечивающие оздоровление водоемов, приобретают важное значение. Все это обязывает специалистов, работающих в области благоустройства, еще шире развернуть работы по совершенствованию существующих и разработке новых высокоэффективных методов очистки сточных вод, а также индустриальных методов строительства канализационных сооружений.

Ежегодный расход воды на земном шаре по всем видам водоснабжения составляет 3300-3500 км3. При этом 70% всего водопотребления используется в сельском хозяйстве.

На современном этапе определяются такие направления рационального использования водных ресурсов: более полное использование и расширенное воспроизводство ресурсов пресных вод; разработка новых технологических процессов, позволяющих предотвратить загрязнение водоемов и свести к минимуму потребление свежей воды.

2. Методы очистки сточных вод

Очистка сточных вод — обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них вредных веществ. Освобождение сточных вод от загрязнения — сложное производство. В нем, как и в любом другом производстве имеется сырье (сточные воды) и готовая продукция (очищенная вода).

Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические, физико-химические и биологические, когда же они применяются вместе, то метод очистки и обезвреживания сточных вод называется комбинированным. Применение того или иного метода в каждом конкретном случае определяется характером загрязнения и степенью вредности примесей.

Сущность механического метода состоит в том, что из сточных вод путем отстаивания и фильтрации удаляются механические примеси. Грубодисперсные частицы в зависимости от размеров улавливаются решетками, ситами, песколовками, септиками, навозоуловителями различных конструкций, а поверхностные загрязнения — нефтеловушками, бензомаслоуловителями, отстойниками и др. Механическая очистка позволяет выделять из бытовых сточных вод до 60-75% нерастворимых примесей, а из промышленных до 95%, многие из которых как ценные примеси, используются в производстве.

Химический метод заключается в том, что в сточные воды добавляют различные химические реагенты, которые вступают в реакцию с загрязнителями и осаждают их в виде нерастворимых осадков. Химической очисткой достигается уменьшение нерастворимых примесей до 95% и растворимых до 25%

При физико-химическом методе обработки из сточных вод удаляются тонко дисперсные и растворенные неорганические примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества, чаще всего из физико-химических методов применяется коагуляция, окисление, сорбция, экстракция и т.д. Широкое применение находит также электролиз. Он заключается в разрушении органических веществ в сточных водах и извлечении металлов, кислот и других неорганических веществ. Электролитическая очистка осуществляется в особых сооружениях — электролизерах. Очистка сточных вод с помощью электролиза эффективна на свинцовых и медных предприятиях, в лакокрасочной и некоторых других областях промышленности.

Загрязненные сточные воды очищают также с помощью ультразвука, озона, ионообменных смол и высокого давления, хорошо зарекомендовала себя очистка путем хлорирования.

Среди методов очистки сточных вод большую роль играет биологический метод, основанный на использовании закономерностей биохимического и физиологического самоочищения рек и других водоемов. Есть несколько типов биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды и аэротенки.

В биофильтрах сточные воды пропускаются через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биологического окисления. Именно она служит действующим началом в биофильтрах.

В биологических прудах в очистке сточных вод принимают участие все организмы, населяющие водоем.

Аэротенки - огромные резервуары из железобетона. Здесь очищающее начало — активный ил из бактерий и микроскопических животных. Все эти живые существа бурно развиваются в аэротенках, чему способствуют органические вещества сточных вод и избыток кислорода, поступающего в сооружение потоком подаваемого воздуха. Бактерии склеиваются в хлопья и выделяют ферменты, минерализующие органические загрязнения. Ил с хлопьями быстро оседает, отделяясь от очищенной воды. Инфузории, жгутиковые, амебы, коловратки и другие мельчайшие животные, пожирая бактерии, неслипающиеся в хлопья, омолаживают бактериальную массу ила.

Сточные воды перед биологической очисткой подвергают механической, а после нее для удаления болезнетворных бактерий и химической очистке, хлорированию жидким хлором или хлорной известью. Для дезинфекции используют также другие физико-химические приемы (ультразвук, электролиз, озонирование и др.)

Биологический метод дает большие результаты при очистке коммунально-бытовых стоков. Он применяется также и при очистке отходов предприятий нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, производстве искусственного волокна.

4. Технология очистки воды очистных сооружениях

Подача стоков на площадку осуществляется тремя насосными станциями №№ 6, 6а и 13, где стоки подвергаются грубой механической очистке при пропуске через решётки.

Стоки насосными агрегатами перекачиваются в приёмные камеры очистных сооружений.

Пройдя водоизмерительные лотки Паршаля, стоки поступают в песколовки, где осаждаются минеральные примеси, в основном песок с крупностью 0.25мм и выше. Выпавший осадок в аэрируемых песколовках сгребается пескоскрёбом, а в песколовках с гидросмывом — смывается водой в приямок, а оттуда удаляется гидроэлеваторами на песковые площадки. Из песколовок, стоки, пройдя распределительные галереи и распределительные камеры, поступают в первичные отстойники(54м, рабочая глубина 6.3м, рабочий объём 11800м3, расчётное время отстаивания 2часа), где в процессе отстаивания из стоков выделяется наиболее тяжёлая и крупная взвесь. Сырой осадок откачивается в резервуар сырого осадка и уплотнённого ила. Жироподобные и плавающие вещества с поверхности собираются в жиросборник, а затем откачиваются вместе с сырым осадком. Осветлённая вода из первичных отстойников поступает в верхний канал аэротенков, а затем по распределительным лоткам в аэротенки. Процесс очистки осуществляется активным илом. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности микроорганизмов в аэротенки непрерывно подаётся воздух.

Смесь активного ила со сточной водой — иловая смесь, поступает для разделения во вторичные отстойники. Часть ила возвращается в аэротенки, а избыточная часть — в илоуплотнители. Уплотнённый активный ил поступает в резервуар сырого осадка и уплотнённого ила.

Сливная вода из илоуплотнителей поступает в резервуар хозфекальных вод, а затем насосами подаётся частично в распределительные камеры первичных отстойников №№ 1- 4.

Для обеззараживания стоков от бактериальных загрязнений предусмотрены хлораторная со складом хлора и эжекторная. В качестве хлорагента используется сжиженный хлор.

Смесь сырого осадка и уплотнённого ила подаётся в дегильминтизатор (на Самарских очистных сооружениях используются метантенки), где происходит обработка осадка при температуре 30-35оС в течение 20-22 часов. Откуда одна часть осадка насосами откачивается на иловые поля (спланированные участки земли, площадью 0.87га), а другая часть подаётся на установку по обезвоживанию, с последующей флокуляцией и фильтрацией, которая затем вывозится на иловые поля.

Осадок, подаваемый на иловые поля, на карты слоем 1м, отстоянная вода самотёком по дренажному трубопроводу поступает в подводящий коллектор насосной станции №13, а затем в приёмные камеры очистных сооружений. Подсохший осадок буртуется в карте, а затем вывозится в отвалы.

5. Процессы биологической очистки

Сооружениям биологической очистки отводится главенствующая роль в общем комплексе сооружений канализационной очистной станции. В результате процессов биологической очистки сточная вода может быть очищена от многих органических и некоторых неорганических примесей. Процесс очистки осуществляет сложное сообщество микроорганизмов — бактерий, простейших, ряда высших организмов — в условиях аэробиоза, т.е. наличия в очищаемой воде растворённого кислорода. Загрязнения сточных вод являются для многих микроорганизмов источником питания, при использовании которого они получают всё необходимое для их жизни — энергию и материал для конструктивного обмена (восстановления распадающихся веществ клетки, прироста биомассы). Изымая из воды питательные вещества (загрязнения), микроорганизмы очищают от них сточную воду, но одновременно они вносят в неё новые вещества — продукты обмена, выделяемые во внешнюю среду.

До настоящего времени не существует системы биоиндикации процесса биологической очистки, и остаётся справедливым утверждение о множестве разноречивых данных, трактующих взаимосвязь качества очистки и специфических организмов. Это объясняется, прежде всего, особенностями биоценоза активного ила, его высоким адаптационными свойствами, что позволяет развиваться одним и тем же видам в разных экологических зонах, влиянием на его развитие сложного комплекса биотических и абиотических факторов.

5.1 Комплекс биотических и абиотических факторов

Основными абиотическими факторами, воздействующими на биоценоз ила, являются: температура, состав очищаемых сточных вод и наличие в них токсичных веществ, влияющих на жизнедеятельность микроорганизмов; фактические концентрации и разнообразие растворённых питательных веществ, используемых микроорганизмами для роста; содержание растворённого кислорода в иловой смеси (табл.1).

Таблица 1. Экологические факторы, определяющие развитие активного ила.

Абиотические факторы

Биотические факторы

Нагрузки на активный ил по БПК

Автохтонная микрофлора и фауна

Хим. состав сточных вод

Аллохтонная микрофлора и фауна

Токсиканты

Взаимоотношения хищник жертва

Сбалансированность питательных веществ

Скорость репродукции

Тип сооружения, определяющий размер биотопа

Кислород

Перемешивание иловой смеси

Температура, рН

5.2 Способность к флокуляции

Своеобразные условия существования формируют активный ил и его способность к флокуляции, которая является одной из важнейших характеристик состояния биоценоза. Структура и биологические свойства хлопьев ила определяют эффективность и качество биологической очистки. При нормально идущих процессах очистки масса активного ила представлена хлопьями с плотностью в среднем 1.1-1.37 г/см3 и размером от 53 до 212 мкм. Бактериальные клетки расположены внутри, на поверхности хлопьев, могут быть представлены незначительным количеством не связанных с хлопьями одиночными бактериями: палочками, кокками, спирохетами и микроколониями из палочек. Бактерии активного ила синтезируют и секретируют в среду внеклеточный биополимер — полисахаридный гель. Именно наличие геля обуславливает агрегацию микроорганизмов и образование хлопьевидных скоплений — флокул. Активный ил только в флокулированном состоянии может обеспечивать высокие скорости окисления загрязняющих веществ, и, по существу, качество очищенной воды определяется его способностью к флокуляции.

5.3 Процесс полной трёхстадийной биологической очистки

Процесс полной биологической очистки протекает в три стадии. На первой стадии, сразу же после смешения сточных вод с активным илом, на его поверхности происходят адсорбция загрязняющих веществ и их коагуляция (укрупнение частиц несущих органические вещества), причём адсорбция обеспечивается как хемосорбцией, так и биосорбцией с помощью полисахаридного геля активного ила и благодаря огромной поверхности ила, один грамм которого занимает 100 м2. Таким образом, на первой стадии очистки загрязняющие вещества в сточных водах удаляются благодаря механическому изъятию их активным илом из воды и началу процесса биоокисления наиболее легкоразлагающейся органики. Высокое содержание поступающих загрязняющих веществ способствует на первой стадии высокой кислородопоглащаемости, что приводит к практически полному потребления кислорода в зонах поступления сточных вод в аэротенках. На первой стадии за 0.5-2.0 часа содержание органических загрязняющих веществ, характеризуемых показателем БПК5, снижается на 50-60%.

На второй стадии полной биологической очистки продолжается биосорбция загрязняющих веществ и идёт их активное окисление экзоферментами (ферментами, выделяемыми активным илом в окружающую среду). Благодаря снизившейся концентрации загрязняющих веществ, начинает восстанавливаться активность ила, которая была подавлена к концу первой стадии очистки. Скорость потребления кислорода на этой стадии меньше, чем в начале процесса, и в воде накапливается растворённый кислород. В случае благополучия второй стадии экзоферментами окисляется до 75% органических загрязняющих веществ, характеризуемых показателем БПК5. Продолжительность этой стадии различна в зависимости от состава очищаемых сточных вод и составляет от 2.0 до 4.0 часов.

На третьей стадии очистки происходит окисление загрязняющих веществ эндоферментами (внутри клетки), доокисление сложноокисляемых соединений, превращение азота аммонийных солей в нитриты и нитраты, регенерация активного ила. Именно на этой стадии (стадии внутриклеточного питания активного ила) происходит образование полисахаридного геля, выделяемого бактериальными клетками. Скорость потребления кислорода вновь возрастает. Общая продолжительность процесса в аэротенках составляет 6-8 часов для бытовых и может увеличиваться до 10-20 и более часов при совместной очистке бытовых и производственных сточных вод. Продолжительность третьей стадии, таким образом, составляет от 4-6 часов при очистке бытовых сточных вод и может удлиняться до 15 часов.

Благополучие фазы эндогенного питания определяется величиной нагрузки, возрастом активного ила и временем пребывания его в аэротенках. Увеличение возраста активного ила, времени его пребывания в системе очистки, падение удельной нагрузки на него продлевает фазу эндогенного питания и создаёт благоприятный режим для её протекания, что способствует активному гелеобразованию, укрупнению хлопьев активного ила, улучшению его флокулирующих свойств. Внезапное увеличение нагрузки, сокращение возраста, токсические вещества, присутствующие в поступающей на очистку воде, оказывают подавляющее воздействие на процесс ферментативного окисления в целом и на фазу эндогенного питания. Таким образом, флокуляция хлопьев, а, следовательно, эффективность очистки, зависит от характеристик поступающих сточных вод, условий введения технологического процесса очистки и от действия гидродинамических сил в аэротенке.

5.4 Видовое разнообразие организмов активного ила

Богатое видовое разнообразие (не менее 25 видов простейших) организмов активного ила свидетельствует о благополучии биологической системы аэротенка, Высокой эффективности очистки и устойчивости биоценоза к повреждающему воздействию токсичных сточных вод.

Как и других водных сообществах, характер реакции биоценоза активного ила на неблагоприятное воздействие, проявляется в снижении видового разнообразия. Чувствительные к неблагоприятному воздействию виды могут исчезнуть совсем или резко снизить численность, в то время как устойчивые становятся ещё обильнее. Если действие неблагоприятного фактора нарастает или долго сохраняется, затрагиваются все новые виды биоценоза и, в результате, при минимальном видовом разнообразии наблюдается максимальная численность наиболее устойчивых видов.

Усложнение биоценоза сопровождается последовательным включением в него всё более совершенных видов вплоть до хищников:

зооглеи нитчатые бактерии мелкие жгутиконосцы мелкие раковинные амёбы свободноплавающие брюхоресничные прикреплённые и сосущие инфузории коловратки черви водные клещи представители третьего трофического уровня (Приложение 1). Своеобразие биоценоза активного ила в наибольшей степени определяется нагрузкой по органическим загрязняющим веществам и эффективностью их разложения.

5.5 Режим работы активного ила

Суммарный эффект воздействия разнообразных факторов, основным из которых следует считать удельные нагрузки, формирует специфический для каждого очистного сооружения активный ил, который может быть подразделён на три основных типа:

А. Работающий на неполное окисление органических загрязнений.

Б. Полное окисление.

В. Полное окисление с последующей нитрификацией (применяется на Самарских очистных сооружениях).

Сооружения биологической очистки, работающие в режиме неполного окисления, как правило, имеют высокие удельные нагрузки (400-600 мг БПК на грамм активного ила). При этом формируется биоценоз с бедным видовым разнообразием (5-13 видов) простейших и численным преобладанием отдельных групп, таких как жгутиконосцы, раковинные амёбы, нитчатые бактерии, крупные свободноплавающие инфузории, «бентосные» раковинные амёбы, мелкие корненожки.

При сниженных нагрузках на ил до 250-300 мг/г, обеспечивается полное окисление растворённых органических веществ. Такие сооружения обычно очищают сточные воды смешанного состава (бытовые и производственные). Неоднородное, многокомпонентное загрязнение среды обитания даёт возможность организмам ила приобрести и сохранять необходимый уровень приспособленности в широком спектре непрерывно меняющихся условий. Биоценозы на таких очистных сооружениях разнообразны по видам, динамичны, подвижны и чутко реагируют на внешнее воздействие. При нормально протекающем процессе очистки в них отсутствуют численно доминирующие виды или такое доминирование минимально.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст