беседа с родителями_50456

Почему свой ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребёнком?

Цитаты на доске:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н.Толстой

Брак-это многолетний труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей. Бернард Шоу

Отцы и матери! Вам басни сей урок. Я рассказал ее не детям в извиненье… Но если выросли они в разлуке с вами, и вы их вверили наемничьим рукам, не вы ли виноваты сами, что в старости от них утехи мало вам?

И.А. Крылов

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это нашасчастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной.

А.С.Макаренко

Цели беседы: помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей; выявить и проанализировать причины конфликтов между родителями и детьми; способствовать формированию культуры общения родителей и детей; тренировать коммуникативные умения родителей.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, написание сочинений «Моя семья» ; памятки для родителей ; ситуации для обсуждения.

Слово учителя.

Здравствуйте! Я благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас.

Начнём с меня. У меня сейчас переменная облачность, повышенное атмосферное давление. Осадков не наблюдается. …

Ну а теперь давайте улыбнёмся друг другу и начнём беседу на тему «Почему свой ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребёнком?»

Я хочу начать сегодняшний разговор с письма одной девочки.

«Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того, чтобы орать, говорила по- человечески, я бы её лучше поняла… Её тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи. Помогите мне!!!»

А что при этом чувствуют родители в этой семье? Появляются фразы типа: «Не жизнь, а одно мучение…», «Иду домой, как на поле битвы…», «По ночам перестала спать..», или ещё хуже «Зачем я её рожала, лучше бы аборт сделала…».

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему в данной ситуации возникла такая пропасть между матерью и родной дочерью? Что могло к этому привести? Почему самые близкие по природе люди становятся настолько чужими друг другу? (мнение родителей).

Следующий вопрос: А как вы думаете, кто больше виноват в такой ситуации? Конечно же ,мать. Потому, что у взрослых больше знаний, жизненного опыта и умения контролировать себя. Потому что дети, особенно в подростковом возрасте не в состоянии до конца понять, что же с ними происходит.

Подростковый возраст – это время конфликтов с родителями. «Пик» конфликтов приходится на подростков 12-13 лет. В подростковом возрасте сила эмоций преобладает чаще, чем сила разума. Подросток ещё не в состоянии спокойно и чётко обосновать свои требования. Вихрь чувств захлёстывает его, он хочет сказать правду, а получается грубость, пытается настоять на своём, а выглядит упрямцем. Самый незначительный конфликт может привести к вспышке, взрыву. Конфликты между родителями и подростками происходят в основном потому, что они обусловлены физическим и духовным ростом подростков, гормональными всплесками в организме. С ними часто происходит то, что описала А.Барто в стихотворении «Как Вовка взрослым стал».

С добротой покончил Вовка, Он решил – ему неловкоВ зрелом возрасте такомБыть каким-то добряком.

Он краснел при этом слове,Стал стесняться добротыОн, чтоб выглядеть суровей,Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,А дождавшись темноты,Он просил у них прощеньяЗа плохое обращенье.

То же самое можно наблюдать сейчас и с нашими ребятами.

Вопрос: Возвращаясь к письму девочки, я хочу спросить у вас, скажите, пожалуйста, а можно ли изменить ситуацию в этой семье и что для этого нужно сделать?

Наладить отношения со своим ребёнком никогда не поздно. Для того, чтобы ребёнок желал общаться со своими родителями, как считают педагоги и психологи, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. ( презентация )

Вопрос родителям: Как вы понимаете слово принятие?

Принятие-это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят , несмотря ни на что. Принять ребёнка- значит любить его не за отметку в дневнике, не за то, что он красивый, умный, способный, а за сам факт его существования. Часто мы говорим такие фразы «Когда будешь хорошим мальчиком, буду тебя любить», «Не жди от меня ничего хорошего, пока не перестанешь баловаться» и т.д. Ребёнку кажется, что его принимают условно: «только если…»

Результаты анкетирования.

Я проводила анонимное анкетирование наших ребят в классе, в котором был такой вопрос «За что, на твой взгляд, тебя любят дома? Ответы были такие: «За честность», «За то, что я послушный», «За то, что я хорошая и умная». Но были и такие: «За всё, наверное», «За то, что я у них есть», «За то, что я- это я».

Вопрос: А что значит признание?

Признание- это безграничная вера родителей в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым маленьким успехом, стараются понять все его поступки, даже неправильные. Не угрожают, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой проступок и как этого избежать в дальнейшем. Признание- это ещё и терпение. Терпение не в том, чтобы закрывать глаза на проступки ребёнка, а в том, чтобы ребёнок имел время прочувствовать и осознать совершённое.

Я хочу вам прочитать одну легенду.

В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (терпение).

И в отношениях с детьми терпение- вещь крайне незаменимая.

Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста.

Вопрос: сколько раз в день вы целуете своего ребёнка или гладите, ласкаете его?

Результаты анкетирования.

Я возвращаюсь к результатам анкетирования. Детям были заданы вопросы: «Как часто тебя родители целуют и говорят тебе ласковые слова?» Ответы были такие: «Вечером, перед школой и перед сном», «1 раз в неделю», «2-3 раза в неделю», «Папа не очень часто, а мама постоянно», «Всегда, целый день», «50 раз в день», «Иногда», «Ни разу», «Никогда».

Семейный терапевт Виржиния Сатир утверждает, что 4 объятия ребёнку необходимы просто для выживания, а для нормального самочувствия не менее 8 в день. Иногда родители почему-то просто стесняются говорить детям о своей любви, но не стесняются при этом высказывать всякие бранные слова. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.

Следующий принцип- доступность. В нашем 21 веке многие родители говорят о том, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым. Так вот, быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить свои дела, чтобы пообщаться с ребёнком. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра. Однако, родители должны помнить, что проводить время с ребёнком, это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на него, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему справиться со своими страданиями. Чтобы не получилось, как в словах одного из учеников: «Я живу со своими родителями в разных измерениях, и поэтому мы не находим времени друг для друга» и чтобы подросток не искал истину в подворотне из-за недоступности родителей.

Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него ответственности.

Вопрос: Как у ребёнка, по-вашему мнению, можно воспитать ответственность?

Для этого мы, родители, быть ответственны за свои слова и обещания, уметь признавать свои ошибки. Кроме того, у ребёнка в семье обязательно должны быть обязанности (вынос мусора, уборка комнаты, поход в магазин и т.д.) Сюда же относятся запреты и ограничения. Если родители с раннего возраста не научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь может превратиться в ад. И нет ничего более страшного, если один родитель запрещает, а другой разрешает или скрывает что-либо. Потворство ведёт к вседозволенности.

Авторитетность родителей в глазах ребёнка –это прежде всего желание говорить правду родителям, какой бы горькой она ни была. Авторитетность родителей не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать, а в том, чтобы без истерик проанализировать ситуацию и объяснить ребёнку, чтобы он понял раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения.

Признание собственного ребёнка, принятие его, любовь к нему, проявление ответственности и доступность – понятия обратно пропорциональные.

Памятка для родителей. (раздать каждому)

Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упрёки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчёркнуто продемонстрирована взрослым ребёнком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Родители должны не только ставить себе вопрос, какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её иметь вообще?

Таким образом, если учитывать всё вышесказанное, то свой ребёнок никогда не станет чужим.

Анализ ситуаций.

Ситуация 1. Ваш ребёнок получил плохую отметку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный. Ваши действия.

Ситуация 2.Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он получил в школе 2 двойки.

Ситуация 3. Ваш ребёнок жалуется бабушке, что вам (родителям) до него нет никакого дела и он вам совсем не нужен.

Анализ сочинений. Наши ребята по моей просьбе писали сочинение «Моя семья». Каждый из них рассказывал о своей семье, взаимоотношениях, семейных традициях. Практически в каждом сочинении звучало высказывание, что семья- это самое дорогое, что есть у человека; что семью надо беречь.

Презентация книги .

Домашние задания для родителей.

Задание 1.Посмотрите, насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка. Для этого в течение дня ( а лучше 2-3) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько с отрицательными (упрёком ,замечанием, критикой).Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает положительные, то с общением у вас не всё благополучно.

Задание 2.Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам близок и дорог? А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле. И не бойтесь «испортить» его в течение этих нескольких минут, это совершенно немыслимо.

Задание 3.Обнимайте и целуйте вашего ребёнка не менее 4 раз в день (утренние приветствия и поцелуи на ночь не считаются).

Примечание. Неплохо делать то же самое и в отношении других членов семьи.

Задание 4. Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребёнка, да и на свои собственные ощущения.

Рефлексия. Скажите, пожалуйста, что из сегодняшней встречи вам запомнится больше всего? Что вы измените в воспитании своего ребёнка?

Благодарю вас за сегодняшнюю встречу.

Вручение памятных подарков.