авторские программы

Пояснительная записка

Предпрофильная подготовка соотносится с определённым периодом развития личности – периодом старшего подросткового и раннего юношеского возраста. В это время происходят наиболее значительные изменения в психике. Центром жизни учащихся становится самоопределение. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации. Его особая форма – профессиональное самоопределение.

Однако, по данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной у учащихся 9-х классов. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое сегодня предъявляет к выпускнику особые требования. Осознанность данных требований, а также своих качеств, баланс между ними – всё это наиболее существенные характеристики определившейся личности.

Психологические трудности старшеклассников связаны с проблемой формирования временной перспективы в этом возрасте, с особенностями личности, не готовой самостоятельно ставить внутренние цели. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. Все это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи с этим элективный курс «Как стать успешным» является актуальным и востребованным, поскольку направлен на решение большинства перечисленных проблем.

Кроме того, материал, получаемый в результате работы по предлагаемому курсу, позволяет при завершении предпрофильной подготовки учитывать не только академические достижения и «портфолио» ученика, но и уровень его социальной зрелости, выраженной в готовности к самостоятельному и осознанному выбору направления и места дальнейшего обучения.

Т.е. появляется уникальная возможность составить на каждого ученика, прошедшего занятия данного курса, карту интересов и склонностей.

В итоге школьники подходят значительно увереннее к определению своей дальнейшей образовательной траектории и более чётко представляют проблемы, с которыми они могут столкнуться при получении профессии.

Данный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 9-ых классов любого профиля. Курс состоит из трех блоков:

Информационный блок (1-10 занятие).

Диагностический блок (11-19 занятие).

Практический блок (20-34 занятие).

В основе курса «Как стать успешным» лежит программа А.П. Чернявской «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Кроме этого при разработке курса использованы программа Г.В. Резапкиной «Секреты выбора профессии» и учебное пособие М.С. Гуткина, П.С. Лернера, Г.Ф. Михальченко и др. «Твоя профессиональная карьера».

Программа предпрофильной подготовки «Как стать успешным» рассматривает понятие «успешность» с двух сторон: если человек выберет правильную профессию, то он будет успешен и как личность и если человек будет успешным как личность, то он сумеет адекватно выбрать профессию. Таким образом, курс направлен на формирование у девятиклассников следующих знаний, умений и навыков:

Дать учащимся максимум информации.

Научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.

Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через ряд мероприятий:

Самостоятельные работы.

Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, презентации, творческие проекты и т.д.)

Учащиеся должны знать/уметь:

объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;

осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

нести ответственность за сделанный выбор, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;

стремиться прикладывать усилия для получения качественного образования.

Цель курса: оказание помощи учащимся 9х классов в самоопределении в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах.

Задачи:

расширить представлений о мире профессий, познакомить с перспективами развития регионального рынка труда, с учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса;

выявить интересы и склонности, способности учеников;

оказать учащимся помощь в приобретении ими представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;





формировать способность принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии через консультации и тренинги.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Форма

проведения

Контроль

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Тема 1. Формула успеха. Кто такие успешные люди.

Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии.

Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий.

Тема 4. Роль мотивов и жизненных ценностей в профессиональном выборе.

Тема 5. Человек на рынке труда.

Тема 6. Среди людей.

1

1

2

2

2

2

Лекция

Беседа, практическая работа

Беседа, работа в группах

Тренинг

Беседа, психодиагностика

Беседа,

тестирование

Беседа,

тестирование

Лекция

Защита проектов профессиограмм

зачёт

10.

11.

12.

13.

14.

«Три кита» профессионального выбора

(5)

Хочу, могу, надо – «три кита» профессионального выбора

Что я хочу. Карта интересов и склонностей

Что я могу. Карта интересов и склонностей

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

1

1

1

2

Беседа с проблемными вопросами

Тестирование

Тестирование

Экскурсия в ЦЗН

15.

16.

17.

Профессиональная пригодность (3)

Что такое профпригодность?

Исследование личностных особенностей для выбора профессии

Проект профвыбора в соответствии с формулой «Хочу, могу, надо»

1

1

1

Беседа с элементами дискуссии

Психодиагностика

Творческая работа

зачёт

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Куда пойти учиться?(6)

Профессии, требующие начального и среднего профессионального образования

Кого учат в ВУЗах?

Кадровый вопрос

Как достичь успеха в профессии

Определение профессиональной группы учащихся

1

1

1

1

2

Лекция

Деловая игра

Деловая игра

Тренинг

Профдиагностика

24.

25.

26.

27.

Образование в Северодвинске (4)

Что нужно знать, поступая в учебное заведение

Учреждения высшего, среднего и начального образования

Общеобразовательные учебные заведения, подготовительные курсы, учебные центры, негосударственные общественные образовательные учреждения

Поиск информации, составление информационного листка

1

1

1

1

Консультация

Теоретический экскурс

Теоретический экскурс

Творческая работа

Защита проектов

зачёт

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Работа как она есть (7)

Темперамент и выбор профессии

Трудоустройство

Первые дни на работе

Профессиональная адаптация

Работа и закон

«Что? Где? Когда?»

Итоговое занятие

1

1

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст