авторская программа

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

центр внешкольной работы

Рассмотрено

на педагогическом совете

МАУДОД ЦВР

протокол от 05.06.12г. №28

Утверждаю

Директор МАУДОД ЦВР

__________ Доброходова Т.В.

Дополнительная образовательная программа

«Провинциальные танцы»

Для детей 12 — 18 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Программу составила

Иванова Людмила Серафимовна

педагог дополнительного образования

Новгородская область

г. Пестово

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.

Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.

Программа «Провинциальные танцы» разработана для учащихся студии танца «Провинция», прошедших основной курс обучения, а так же старшеклассников, имеющих хореографическую подготовку и подростков с неординарными природными данными для хореографии (творческая группа). Данная программа является модифицированной и рассчитана на детей, имеющих базовую подготовку по хореографии, обладающих природными способностями, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией (в отличие от специальных учебных заведений), но не исключающих такую возможность. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован или изменён с учётом состава группы, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.

Актуальность данной программы заключается в следующем. Программа основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модными музыкально танцевальными течениями, повышенную эмоциональную отзывчивость), что позволяет педагогу не только корректировать эти интересы, но и вызывать у подростка положительное отношение к искусству танца. Программа является комплексной и представляет собой единую систему занятий, предназначенную для обучения и воспитания танцора, готового к сценической деятельности.

Классический танец – это главная система выразительных средств балетного искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет «классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают также воспитательное воздействие: у учеников вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.

Современная хореография – динамичная развивающаяся система, включающая в себя технику джаз-модерн и street dancе. Она создаёт достаточную свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать свой выразительный язык движений. Занятия джаз-модерн танцем способствуют не только физическому развитию детей, но и создают возможность для творческой самореализации личности, так как танец позволяет создавать свою собственную философию, даёт возможность представить свой взгляд на мир. В связи с тем, что в современной хореографии нет достаточно выработанной обучающей программы, то за основу взята методика преподавания известного педагога модерн-джаз танца В.Никитина и информация, полученная на мастер-классах.

Кроме этих основных разделов программа включает в себя такие разделы как: «Постановочная и репетиционная работа», « Индивидуальная работа», раздел «Игровые технологии» — система творческих заданий на развитие творческой свободы детей — курс актерского мастерства (выбор упражнений по усмотрению педагога).

Характерными особенностями данной программы являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и методов обучения:

- мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов;

- применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и развития креативности;

- презентации сомостоятельных работ учащихся – творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.

Эти особенности определют новизну программы.

Цель данной программы – создание условия для раскрытия творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Основными задачами педагогической деятельности данной программы являются:

1. Образовательные:

сформировать практические умения и навыки;

дать определенные теоретические знания;

научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;

научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.

Воспитательные:

- воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

создать дружный коллектив;

сформировать нравственную культуру;

выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;

3. Развивающие:

приобщить детей к танцевальному искусству;

сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру

- развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;

- сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национольному, правильно их оценивать в собственном сознании;

- развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;

укрепить здоровье и развить физическую выносливость.

Программа «Провинциальные танцы» предназначена для детей в возрасте от 12 до 18 лет. Срок реализации 1 год.

Образовательная программа предполагает групповую, индивидуальную, коллективную и фронтальную формы занятий.

Количество занятий и учебных часов в неделю:

— 3 раза в неделю по 4 часа или 4 раза в неделю по 3 часа

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

Общественно-значимые результаты: В процессе обучения будет создано творческое содружество детей с преемственностью его участников; повысится престиж студии танца у родителей, общественности, специалистов; будут достигнуты результаты деятельности обучающихся в группе детей: призовые места в районных, областных, российских, международных фестивалях и конкурсах.

Личностные результаты: В результате обучения по программе учащиеся будут иметь представление о хореографическом искусстве; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной программы; научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях; приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру; научаться самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).

У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности (будет вестись мониторинг поступаемости в вузы и техникумы учащихся, освоивших полный курс обучения максимального срока реализации программы «Провинциальные танцы»); сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национольному, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться здоровье и физическая выносливость.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Провинциальные танцы» предполагаются: педагогические наблюдения, открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года, по возможности, проводится отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные результаты.

Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; постепенность развития природных данных учащихся; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Название разделов и тем

Количество часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Классический танец.

Всего:

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

108

104

4

3.

Современная хореография.

Всего:

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

108

104

4

4.

Постановочная и репетиционная работа.

Всего:

а) практические занятия;

б) теоретические занятия.

108

104

4

5.

Индивидуальная работа

54

6.

Система творческих заданий «Игровые технологии»

36

7.

Организационно-массовые мероприятия. Концертная деятельность

18

Всего:

432

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие. (1 час)

Правила поведения в МАУДОД ЦВР. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с планом работы.

Классический танец. (108 часов.)

Основными задачами обучения являются: выработка навыков правильности и чистоты исполнения. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счёт использования поз и введения элементарного abajio. Начинается изучение pirouettes.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА.

Demi rond en rond jambe на 45 градусов en dehors et an dedans на п/п и demi-plie.

Battements fondus:

а) с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов en face;

б) с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов из позы в позу.

Battements frappes et battements double frappes.

А) на п/п ;

б) с окончанием в demi-plie.

Pas tombe с полуповором en dehors et en dadans, работающая нога в положении sur le cou- de-pied.

Battements releles lents et battements developpes во всех позах на п/п.

Demi rond de jambe et rond de jambe developpe en dehors et en dedans на всей стопе.

III port de bras с ногой, вытянутой на носок назад, на plie (с растяжкой).

Поворот на двух ногах в V позиции на п/п с переменой ног (с вытянутых ног и с demi-plie).

Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans:

а) работающая нога в положении sur le cou – de – pied;

б) с подменой ноги.

Preparation к pirouette sur le cou – de – pied en dehors et en dedans с V позиции.

Pirouette c V позиции en dehors et en dedans.

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ.

1. Demi rond de jambe et rond de jambe en dehors en dedans на 45 градусов на всей стопе.

Battements fondus:

а) на п/п;

б) с plie-releve et demi rond de jambe на 45 градусов на всей стопе.

Battements frappes et battements double frappes с окончанием в demi-plie.

Petits battements sur le cou – de – pied en face et epaulement с акцентом вперёд и назад.

Pas coupe на п/п.

III port de bras с ногой, вытянутой на носок вперё или назад на demi-plie.

Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en dehors en dedans.

Preparation к pirouette en dehors et en dedans с V, IV, II позиций.

Pirouette c V, IV , II позиций en dehors et en dedans с окончанием в V и IV позиции .

Pas de bourree ballotte an face, затем на crouse et efface носком в пол и на 45 градусов.

AIIEGRO.

Temps leves с одной ногой в положении sur le cou – de – pied.

Grand changement de pieds en tournant на 1/8, ¼.

Grand pas echappe на II и IV позиции на crouse et efface.

Double assemble.

Sissonne fermee во всех направлениях.

Pas de chat.

Sissonne ouverte на 45 градусов во всех направлениях.

Sissonne tombe.

Pas balene.

Pas emboites.

Grand jete.

Теоретические занятия. (4 часа.)

1.Терминология. 1 час.

2.Правила исполнения трудноусвояемых упражнений у станка и на середине зала (по выбору педагога). 3 часа.

Современная хореография (108 часа)

Джаз – модерн танец.

Подготовительный уровень. (54 часа)

В данной программе присутствует обобщённое понятие современной хореографии, так как здесь предпринята попытка ознакомить детей со многими направлениями современного танца. Основой курса является соприкосновение с таким направлением современной хореографии, как джаз-модерн танец.

Программой по данному предмету предусмотрены практические и теоретические занятия. Основу занятий составляет тренаж джаз-модерн танца. Эта дисциплина вводится в программу после того как освоены основы классического и народного танца. Так как джаз-модерн танец не имеет единой методики преподавания, то его экзерсис может строиться на принципах классического экзерсиса, и это даёт возможность педагогу проявлять полную творческую свободу. В процессе двух лет обучения и овладения основами технических принципов джаз-модерн танца в программу включаются такие направления как dans street и conteporary.

Задача подготовительного уровня – добиться достаточной свободы позвоночника при напряженном верхе. Релаксация позвоночника. Распределение напряжения и расслабления. Развитие элементарной координации, начало освоения технических принципов джаз-модерн танца.

Раздел “Изоляция”:

Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперёд-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.

Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмёрка», твист, шейк.

Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперёд-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать кресты и квадраты с разных точек.

Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмёрка» shimmi, Ielly roll.

Движения изолированных ареалов, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.

Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и не выворотной ногой.

Раздел «Упражнения для позвоночника»:

Flat bask вперёд, назад и в сторону, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Twist и спираль.

Contraction, release, high release. Положение arch, low back, curve и body roll (“волна” передняя, задняя, боковая).

Раздел “Координация”:

Свинговое раскачивание двух центров.

Параллель и оппозиция двух центров.

Принцип управления “импульсивные цепочки”.

Координация движений рук и ног, без передвижения.

Раздел “Уровни”:

Основные уровни: “стоя, “сидя, “лёжа”.

Упражнения стрэч-характера в различных положениях.

Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счёта.

Упражнения на contraction и release в положении «сидя».

Движения изолированных центров.

Раздел «Кросс. Перемещение в пространстве»

Шаги с трамплинным сгибанием колен при передвижении из стороны в сторону и вперёд-назад.

Шаги по квадрату.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст