анализ школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Анализ работы методического объединения

учителей русского языка и литературы

Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в школе, является методическое объединение. Школьное методическое объединение – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Методическое объединение учителей русского языка и литературы является основным структурным подразделением методической службы МОУ СОШ №7, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной и внеклассной работы. МО учителей русского языка и литературы создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.

Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы. Общие направления работы МО:

Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.

Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.

Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету.

Изучение достижений передового педагогического опыта.

Развитие творческого потенциала учителя.

Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

Повышение эффективности школьного урока

Развитие коммуникативной культуры педагога

Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.

Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока

Изучение состояния преподавания предмета

Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.

Исходя из общих направлений работы, в 2010-2011 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка и литературы были поставлены конкретные цели и задачи:

Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку

Работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся, предметных компетенций

Активное внедрение в практику новых педагогических технологий, направленных на повышение качества образования

Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу

Систематическая работа ШМО над методической темой «Творческая направленность развития личности на уроках русского языка и литературы»

Стимулирование педагогов к обобщению актуального педагогического опыта.

В основном поставленные цели и задачи учителя русского языка и литературы постарались выполнить. В классных коллективах созданы оптимальные условия для развития личности каждого ребенка. Это позволило реализовать методическую проблему «Развитие критического и творческого мышления обучающихся в условиях создания единого лингвистического пространства», над которой продолжило работать МО в 2010-2011 учебном году. Цели методической работы:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

Развитие речи учащихся в процессе работы с художественно-образной наглядностью на уроках литературы и русского языка.

Нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.

Воспитание интереса у учащихся к изучению русского языка.

Приоритетные направления и задачи методической работы на 2010-2011учебный год:

Определение направления, в рамках которого будут реализовываться образовательные задачи, связанные с проблемой ШМО.

Организация и проведения научно-исследовательской работы в методическом объединении.

Руководство исследовательской работой учащихся.

Организация творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад.

Для развития творческих способностей учащихся широко используются в работе программы, элективные курсы, внеклассные мероприятия.

Ряд новых технологий, используемых учителями на уроках, позволяет развить языковую интуицию учащихся, пробуждает интерес к интеллектуальной работе. Учителями-словесниками апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках русского языка и литературы:

Приемы организации творческой дискуссии на уроках литературы

Использование компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе

Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе анализа литературного произведения

Методика подготовки и проведения письменных работ, их анализа и оценки, включение компьютерных технологий

Развитие речи учащихся в процессе работы с художественно-образной наглядностью на уроках литературы

Современные активные формы урока русского языка в школе (лекция, семинар, практикум), направленные на подготовку учащихся 9-11х классов к ЕГЭ.

Возможности использования разных видов искусств на современном уроке русского языка

Методическое объединение состоит из опытных учителей, не один год работающих в школе. В 2010-2011 учебном году МО работало в составе 9 человек, во втором полугодии вместо Талаловой Ларисы Юрьевны работала Кравченко Татьяна Николаевна.

Методические темы учителей:

Середина М.П. «Освоение проблемно-поисковых методов как основной путь организации творческо-исследовательской деятельности учащихся»

Безусов Валерий Васильевич. «Работа по развитию речи на уроках русского языка и литературы»

Гордиенко Елена Владимировна. «Развитие коммуникативных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Иванова Светлана Алексеевна. «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Капустян Галина Михайловна. «Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы»

Лиманская Ирина Анатольевна. «Возможности использования технологий личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»

Палиенко Е.А. «Развитие ведущих учебных умений на уроках русского языка и литературы»

Скрипко О.П. «Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы»

Кравченко Т.Н. «Практическая направленность на уроках русского языка и литературы»

Используя технологию комплексного анализа текста на уроках русского языка в старших классах, учителя Лиманская И.А., Гордиенко Е.В., Середина М.П., Скрипко О.П. учат детей определять стилистическую принадлежность текста, устанавливать лексико-грамматические связи, работать с семантикой слова, проводить пунктуационную и орфографическую работу, выполнять различные виды разборов (морфологический, фонетический, синтаксический).

Продолжалась систематическая работа и над развитием общеучебных навыков учащихся. Учителя работали с основными компонентами учебников, развивали у учеников умения читать выразительно тексты, грамотно писать. В основном, поставленные перед МО задачи были реализованы, так как предусматривают новые варианты взаимоотношения учителей и учащихся:

Развитие таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, честность.

Воспитание культуры личности во всех ее направлениях.

В 2010-2011 учебном году на уроках русского языка работали по учебникам под редакцией

С.И. Львовой

Т.А.Ладыженской

Е.Ф.Бунеевой

Т.А. Баранова

М.М. Разумовской

С.Г. Бархударова

Курс литературы строился на основе программы Т.Ф. Курдюмовой и программы под редакцией В.Я. Коровиной.

В 2010-2011 учебном году состоялось 4 плановых заседания МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся.

Тематика заседаний

п/п

Тема заседания

Сроки

1.

Работа учителей филологии по реализации плана подготовки к государственной итоговой аттестации.

Август

2010г.

2.

Эффективность образовательного процесса и коррекция недоработок.

Ноябрь

2010 г.

3.

Системность и развитие творческих способностей учащихся.

Февраль

2011 г.

4.

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы.

Май

2011 г.

Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2010-2011 учебном году. Активизировалась деятельность учителей и учащихся, стали разнообразными формы работы. Но, к сожалению, полностью выполнение поставленных целей и задач не осуществлено из-за слабого уровня развития межличностной деятельности учащихся.

Все заседания МО были направлены на решение важных вопросов, связанных с анализом успеваемости учащихся по четвертям, выявлением пробелов в знаниях и умениях учащихся. Учителями были намечены пути преодоления трудностей в качестве знаний учащихся, разработаны планы работы с учащимися (индивидуальная работа со слабыми и сильными учащимися, дополнительные занятия, работа по карточкам).

Культура личности предполагает владение культурой речи, включающей такие качества, как правильность, чистоту, точность, логичность, краткость, выразительность, уместность. Правильность речи означает её соответствие нормам современного русского литературного языка, которые усваиваются в процессе изучения всех тем курса. Правильность речи должна подвергаться систематическому контролю, начиная с 5 класса. Одним из традиционно важных вопросов работы нашего МО является решение проблем, связанных с процессом адаптации пятиклассников. Диагностическая контрольная работа по русскому языку, проведенная в сентябре, показала большие расхождения результатов данных работ с результатами итоговых контрольных работ этих же учащихся за прошлый учебный год.

Анализ контрольных работ по текстам администрации I четверть 2010 — 2011 уч. год.

сентябрь

№ п/п

Класс

Предмет

Учитель

Кол-во по сп.

Писало работу

Получили

СОК

Кач.

Усп.

5

4

3

2

1

5 «А»

Русский язык

Лиманская И.А.

31

29

1

12

9

7

45

45

76

2

5 «Б»

Русский язык

Скрипко О.П.

30

30

1

11

4

14

39

40

53

3

5 «В»

Русский язык

Талалова Л.Ю.

31

27

0

6

9

12

33

22

56

Контрольная работа (входной контроль) по русскому языку в пятых классах от 20.09.2010 ставила своей целью диагностику остаточных знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Количество двоек говорит о трудностях этого перехода. При этом качество составило 45% и 40% соответственно в 5 «А» и «Б», что говорит об удовлетворительном уровне остаточных знаний учащихся.

Типичными ошибками, допущенными обучающимися, можно назвать правописание Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед.числа – 15 чел.( 51 %), правописание словарных слов- 13чел.( 44%), безударных гласных в корнях слов- 11чел.( 38%). При выполнении грамматического задания в составе слова и синтаксическом разборе предложения допустили ошибки по 11чел.(38 %), в морфологическом разборе разного рода недочеты обнаружились в работах 29чел.(100%). При этом ошибки, допущенные в правописании орфограмм, не изученных в начальной школе, не подсчитывались.

Этот вопрос был рассмотрен на заседании МО и на педагогическом совете щколы. Учителям начальных классов и преподавателям русского языка были даны рекомендации по дальней шей работе с обучающимися, учителями были внесены необходимые коррективы в рабочие программы и планы уроков. Наряду с этим выяснились и объективные причины низких результатов диагностических работ:

Курс повторения материала, изученного в начальной школе рассчитан в среднем на четыре с половиной недели.

Период адаптации пятиклассников составляет один и более месяцев.

Итоговая работа за курс пятого класса показала результаты выше, чем в диагностической, но все-таки ниже итоговых за четвертый класс.

Сравнительный анализ контрольных работ в ходе промежуточной аттестации учащихся 5-х классов МОУ СОШ № 7 г. Сальска за 2010 — 2011 уч.г.

Класс

Предмет

Учитель

Всего

Писали

IV четв.

итоговая к/р

Учитель

Итоговая

Расхождение

«5″

«4″

«3″

«2″

«5″

«4″

«3″

«2″

СОК

Кач

УО

СОК

Кач

УО

СОК

Кач

УО

5 а

русский язык

Лиманская И.А.

31

28

4

17

7

0

2

14

11

1

61%

75%

100%

52%

57%

96%



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст