анализ и самоанализ

Схема психолого-педагогического анализа и самоанализа урока

Общие сведения:

школа, класс, дата проведения урока;

тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

какие средства обучения использовал учитель;

подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

соответствует ли содержание программе, задачам урока;

формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

как осуществлялись межпредметные связи;

соблюдались ли внутрипредметные связи;

способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

какой тип урока избран, его целесообразность;

как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

соответствие структуры урока данному типу;

как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

с какой целью использовался каждый вид наглядности;

как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

какие методы способствовали активизации учения школьников;

как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

показ учащимся рациональных способов учебной работы;

определение объема учебного материала на урок;

поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;

роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

организованность и активность на разных этапах урока;

адекватность эмоционального отклика;

методы и приемы работы, уровень их сформированности;

отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

уровень усвоения основных знаний и умений;

наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

выполнение плана урока;

мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й — усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й — применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й — применение в новой ситуации, т.е. творческое;

общая оценка результатов и эффективности урока;

рекомендации по улучшению качества урока.